Родителям

КОНСУЛЬТАЦИИ.

шпаргалки для родителей.

 

Если ребенок кусается.

Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбуждение, гнев. Иногда ребенку не хватает слов, и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие, ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.

Как предотвратить проблему

Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит: дай”. Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой. «Катя скажет: “Нет, нет”. Это значит, Катя не хочет кушать».

Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться — подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.

Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили, и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили, и достаточно резко скажите «кусаке»: «Это же больно!». Ваше лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Будьте лаконичнее, чтобы «кусака» не получил от вас слишком много внимания.

Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, в чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте поймать тот момент, когда малыш еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно!».

Если ребенок готов кусаться от отчаянья — у него отняли игрушку, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: “дай”».

Если ребенок кусается в какое—то определенное время (перед сном или обедом) — подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом дайте ему кусок морковки, кочерыжки.

Если ребенок плохо ест.

Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее,  дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.

 Как предотвратить проблему

Вы являетесь для ребенка главным примером поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ним и то же, что и он.  Малышу следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять есть насильно.
Можно сказать: «Пожалуйста, скушай по маленькой порции каждого блюда, иначе это будет невежливо».
Ребенок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на него не давить, то рано или поздно он начнет есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению здорового отношения к ней.
Во время еды вовлекайте ребенка в неторопливый разговор.
Почаще что-нибудь готовьте вместе.

 Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если ребенок слишком быстро заглатывает пищу, накладывайте еду в тарелку понемногу, но обязательно скажите малышу, что приготовили еды достаточно и можете дать ему добавки.
Объясните ребенку, что пищу нужно жевать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожеванной пищи больше полезных веществ, это помогает человеку расти высоким, красивым и сильным.
Если ребенок ест слишком вяло, накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя ее. Объясните ему, что с маленькой порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию.
Если ребенок слишком привередлив в еде, для начала давайте ему новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благожелательный тон, продемонстрируйте свое положительное отношение к конкретной еде.   

 

Подготовка ребенка к детскому саду.

adaptaciya deteyПервый этап — подготовительный

Его необходимо начинать не менее чем за два месяца до приема в детский сад. Задача первого этапа – сформировать такие умения и навыки в поведении малыша, которые помогут ему быстрее и легче приспособиться к новым условиям.

Лучшее время

Однозначного ответа на вопрос, когда именно лучше отдавать своего ребенка в детский сад, дать невозможно. Прежде всего убедитесь в уверенности в том, что детский сад необходим именно сейчас. Малыш прекрасно чувствует, когда его родители сомневаются в целесообразности такого воспитания. Легче привыкают дети, у родителей которых нет другой альтернативы. Если вы все-таки решитесь на этот шаг, имейте в виду, что в течение последующих 2-3 месяцев после того, как кроха впервые переступит порог детского сада, вы должны иметь достаточное количество свободного времени, чтобы подстраиваться под оптимальный для него режим посещения. Некоторые малыши с первых дней прекрасно себя чувствуют в садике, а кому-то потребуется время, и в этом случае не следует форсировать события, важно обеспечить постепенность привыкания ребенка к новой обстановке. Не следует начинать водить ребенка в детский сад, если, к примеру, через неделю вы собираетесь поехать в отпуск всей семьей на 2-3 недели. По возвращении малыш будет проходить процесс адаптации заново, а для его нервной системы это серьезное испытание.


Физподготовка

Каждый ребенок перед посещением детского сада обязательно должен пройти медицинскую комиссию и сдать все анализы. Однако, если педиатр выдал заключение, что малыш готов к посещению сада, это еще не означает, что он не будет болеть. И все же есть один проверенный способ, как избежать многочисленных простуд в период адаптации, — это закаливание. Приступать к процедурам следует не менее чем за 3 месяца до поступления в садик. Приведем в пример методику, которую воспитатели детских садов много лет используют во время летней оздоровительной работы. Процедуре закаливания всегда должно сопутствовать хорошее настроение. Длительность процедуры – не более 5 мин. Замечательно, если вы также организуете регулярные посещения крохой бассейна
Жизнь по расписанию

Поинтересуйтесь заранее, какой распорядок дня предусмотрен в выбранном вами детском садике (во сколько дети приходят, во сколько едят, ложатся спать днем). Подкорректируйте режим дома. Перестройку следует начинать за 2-3 месяца до начала посещения садика. Безусловно, следует заластить терпением и выдержкой: ребенок не способен изменить свое расписание по одному нашему желанию, им руководит динамический стереотип — очень консервативная вещь, поэтому следует подходить к данному вопросу очень серьезно, последовательно и систематично.

Следует ввести ритуал и повторять его изо дня в день (никто из семьи не должен оказаться «слабым звеном» — обычно именно взрослым труднее всего договориться между собой по поводу уклада жизни крохи). Сначала установите ранний подъем для малыша как вынужденную меру: «Нам нужно успеть в зоопарк к самому открытию, увидим, как зверей кормят» и т.д. Он должен «увидеть» необходимость и целесообразность данного мероприятия. Не связывайте никак ранний подъем с «подготовкой к детскому саду» — это может вызвать заранее негативное отношение к данному заведению.

Ритуал укладывания должен состоять из понятных, приятных ребенку действий: чтения книги, прослушивания спокойной музыки (релаксационной), легкого поглаживания. Малыши любят постоянство: они чувствуют себя более защищенными и в скором времени будут быстро засыпать. Если ребенок не спит днем, постарайтесь, чтобы после обеда, он просто тихо полежал, пока вы ему почитаете или что-то расскажете. Постепенно сокращайте время дневного сна до 2 часов, если малыш привык к продолжительному послеобеденному сну.


Все сам!

Формируйте самостоятельность ребенка в самообслуживании, игре, общении со взрослыми, сверстниками в семейном воспитании. Если на момент поступления в сад ваш ребенок будет уметь надевать одежду, завязывать шнурки на ботиночках, пить из чашки, пользоваться ложкой, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенным.

Приучайте ребенка к горшку. Дайте ему в руки ложку, расскажите, как нужно пользоваться ею. Собираясь на улицу, не торопитесь одеть его — пусть он пробует справиться сам. Спокойно объясните ему, как правильно надеть ботиночки, колготки, куртку, футболку. Поощряйте любое проявление самостоятельности. Оказывайте лишь необходимую помощь, дозированную. Без преодоления нет развития. Поддерживайте ребенка, радуйтесь его успехам. Стремитесь к тому, чтобы малыш умел занять себя игрой самостоятельно, научите его играть: кормить кукол, «ходить» в магазин, строить гараж для машинок и т.д. Для начала расскажите и покажите ему последовательность игровых действий, проиграйте с ним несколько раз, а затем постарайтесь стать зрителем, отведя ребенку главную роль в играх. Именно игрушка может стать той опорой, которая поможет выстроить отношения малыша с педагогами на первых порах: деловое общение по поводу игрушки — хороший стимул для общения с любознательным ребенком и налаживания доверительных отношений.


Правильный настрой

Чтобы малыш захотел пойти в сад, вам нужно провести что-то наподобие PR-акции по «продвижению» этого события.
Прежде всего объясните малышу, что он уже немного подрос и может посещать садик. Пусть он это воспринимает как награду за свои умения и навыки. Поведайте о собственном опыте, если он был положительным. Покажите фотографии из детства с друзьями по детскому саду. Расскажите, чем обычно занимаются в детском саду (игры, занятия, друзья, прогулки, совместные приемы пищи). При этом не следует обманывать малыша и рисовать волшебные картинки — пусть ваш рассказ будет оптимистичным, но максимально правдивым. Придумайте сказки и истории, в которых герои вместе посещают детский сад. Можно также привлечь к рассказам старшего товарища крохи, который уже давно и с удовольствием посещает садик.
Опыт «песочницы»

Прежде чем пойти в детский сад, малыша нужно обучить элементарным правилам поведения в обществе. Ребенок должен понимать запреты, уметь слушаться взрослых, общаться с другими детьми, делиться, понимать, что других обижать нельзя. Для этого побольше времени проводите с ним на детской площадке, ходите в гости к друзьям, у которых тоже есть маленькие дети. Приглашайте их к себе в гости. Учите кроху общаться! Всем без исключения детям важен опыт «песочницы» — через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. Если вы пришли на детскую площадку, покажите ему, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого малыша или попросить самому поучаствовать в игре. Научите ребенка знакомиться — сначала сами спрашивайте других детей, как их зовут, и представляйте им свое чадо. Постепенно он начнет брать с вас пример и будет уже делать все сам.
Мама, не уходи!

Именно детско-родительские отношения в большей степени влияют на длительность и характер протекания адаптации ребенка к детскому саду. Для малыша, поступающего в дошкольное учреждение, важно иметь опыт отрыва от матери. Отрыва и воссоединения. Кроха должен быть твердо уверен: мама вернется. Постарайтесь заблаговременно приучить его к вашему отсутствию, постепенно увеличивая расстояние между вами. Сначала стойте с ним рядом, в песочнице, затем в метре от него, затем отойдите еще чуть подальше, но так, чтобы малыш видел вас. Не следует торопить ребенка, стыдить — так вы лишь усилите тревогу. Найдите возможность оставить малыша с хорошо знакомым человеком (родственником, вашей близкой подругой): сначала ненадолго, затем увеличьте время пребывания ребенка без вас, доводя от двух-трех часов до восьми-девяти. Ко времени поступления ребенка в садик желательно, чтобы у него сформировалась социальная потребность в общении на познавательные темы, в активных самостоятельных действиях. При этом не забывайте предупредить драгоценное чадо о том, когда придете, и приходите тогда, когда обещали. В памяти крохи этот момент должен закрепиться, тогда он будет меньше переживать в детском саду, что вы за ним не придете.

Второй этап — Здравствуй, детский сад!

Если подготовительный этап прошел успешно и вы все сделали правильно, к началу посещения детского сада малыш будет знать, что это такое и зачем он будет ходить туда. И все-таки, адаптационный период неизбежен. Что сделать, чтобы максимально минимизировать возможные трудности адаптации?

Первое, и самое важное: убедитесь, что детский сад вам необходим! Если вы сомневаетесь в правильности решения, адаптация, скорее всего, пройдет тяжело.

Второе: запаситесь терпением! Плач ребенка в период адаптации — явление нормальное и естественное.

Постарайтесь установить добрые отношения с воспитателями и другими родителями группы. Входя в раздевалку, обязательно здоровайтесь со всеми присутствующими: детьми, родителями, воспитателями. Этим вы дадите понять ребенку, что здесь безопасно, вы доверяете воспитателям (обращайтесь к ним по имени отчеству). И пусть ваш малыш в данный момент заходится в крике, поверьте, он краем глаза для себя это отметил.

На прощанье обнимите, приласкайте ребенка, но не затягивайте момент расставания. Можете также договориться с крохой о «прощальном ритуале»: к примеру, что обязательно ему помашете в окно. Если расставание проходит слишком тяжело, пусть в садик кроху попробует отвести кто-то другой (папа или бабушка).

Дома сделайте рисунок, на котором изобразите (вместе с ребенком) дом, детский сад, свою работу, магазин и т.д. А затем стрелочками нарисуйте маршрут и проговорите его. «Утром мы из нашего дома вместе пойдем в детский садик, затем я отправлюсь на работу’ — зарабатывать денежки, а ты останешься в садике играть и заниматься, после работы я зайду в магазин, куплю молока, хлеба и пойду за тобой в садик, и мы вместе вернемся домой». Можно дополнять этот рассказ деталями, необходимыми уточнениями.

На вопрос ребенка: «Когда ты придешь за мной?» избегайте ответа: «Скоро». Ребенок еще не ориентируется в пространственно-временных отношениях. Ваш ответ его не удовлетворит. Перечислите режимные моменты, например, «ты позавтракаешь, поиграешь с ребятками, сходишь на прогулку, вернешься с прогулки, пообедаешь — и я приду за тобой». Никогда не обманывайте ребенка. Пусть даже ваш обман отсрочит на сегодня слезы — вы зароните недоверие, а следовательно, и тревогу. Говорите только правду.

Будьте терпеливы к проявлению расторможенности дома после посещения сада в период адаптации — ребенку просто необходимо «выпустить» эмоции, т.к. в детском саду в первое время он будет чувствовать себя скованно.

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫРЕЗАТЬ НОЖНИЦАМИ

 

В первую очередь, ручки Вашего малыша должны быть готовы к прививанию навыка вырезания. Лучшее упражнение для малыша – выжимание воды из простой губки, оно тренирует нужные мышцы.
Затем покажите своему ребёнку, как весело разрывать на кусочки старые газеты и бумажки – это научит его держать бумагу в руках, не роняя её.

Теперь можно учиться вырезанию из бумаги по специальным материалам для детей! Начните с вырезания прямых и волнистых линий, затем научите ребенка вырезать формы и только потом предлагайте картинки для вырезания.

 Важно! Не забывайте делать перерывы, если ваш ребенок устал или заскучал. Обязательно поощряйте ребенка словесно, хвалите его и старайтесь поменьше вмешиваться в сам процесс вырезания.

 Безопасность при вырезании из бумаги

Перед началом обучения, покажите ребенку, как правильно держать ножницы и поговорите с ним о безопасном использовании ножниц.

Ребенок должен четко понимать, что:

Вырезать нужно в направлении от тела и пальцев.
Нельзя играть и баловаться, когда в руках ножницы.

 В каком возрасте начинать учиться вырезать?

Все дети развиваются по-разному. Возрастные ограничения ниже следует использовать в качестве ориентира, принимая во внимание интересы, темперамент и возможность концентрации внимания у конкретных детей.

 2 года: дети в этом возрасте будут наслаждаться разрыванием бумаги на мелкие кусочки и вырезать что-либо, только повторяя за взрослыми;

 3 года: в этом возрасте с ребенком можно пробовать вырезать любые фигуры, сидя рядом с ним и непрерывно наблюдая за процессом;

 4 года: ребенок в состоянии сам вырезать простые линии и фигуры с небольшой помощью взрослого;

 от 5 лет и старше: ребенок должен сам с легкостью вырезать картинки и приклеивать их на бумагу, составляя аппликации

 

Развитие мелкой моторики

melkaya motorikaРоль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.

К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают, каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

Стоит отметить, что нижеперечисленные виды занятий приемлемы как для дошкольников, так и для школьников. Будет меняться только сложность упражнений и величина предметов, с которыми осуществляются манипуляции.

  1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уж тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но зато это послужит благому делу.
  2. Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика — семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.
  3. Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Также можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.
  4. Конструировать буквы также можно из пластилина. Причем при работе с этим материалом следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки также хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).
  5. Также в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.
  6. Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.
  7. Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.
  8. Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций.
  9. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.

Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще.

Также не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Полезные ссылки

irooo.png.pagespeed.ce_.6HRmpovxx7-копия1

logo_mobr-e1447996066529

2a

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930